В тех случаях, где речь идет о приграничных зонах, иное толкование предполагает, что национальный суверенитет распространяется посредством осуществления трех обычных функций, признанных, в частности, Европейским Союзом во всех его текстах:
Граница как физическое понятие: когда имеют место передвижения через границы между соседними территориями, барьеры и контрольно-пропускные пункты, существующие внутри Сообщества, выявляют недостатки европейской интеграции, как это показали продолжающиеся колебания в связи с Шейгенским соглашением, которое вступило в силу лишь в начале 1995 года.
Граница в техническом аспекте: здесь затрагивается вопрос снятия так называемых " технических " ограничений, например, в сфере "свободного передвижения" рабочих и лиц независимых профессий, а также применяемых по отношению к услугам, общественным рынкам, перемещению капитала и товаров в общем.
Граница в финансовом смысле: "когда государство, где проживает приграничный рабочий и его семья, обеспечивает последнего образованием, культурными, социальными и медико-социальными услугами, было бы нормально и естественно для этого государства взимать с таких лиц налог
Особая ситуация с налогами может быть применена в соответствующих двухсторонних договорных положениях и двухсторонних приграничных соглашений. Пока в Сообществе нет каких либо директив по этому вопросу, государство в праве иметь соображения или возражения против введения единообразной системы налогообложения приграничной рабочей силы.
Приоритет может быть отдан скорее выравниванию приграничного налогообложения чем месту налогообложения ( или места пребывания или места жительства). Это помогло бы укрепить приграничное сотрудничество в финансовом смысле во всех областях, где оно уже получило развитие или будет развиваться.
У каждого приграничного региона есть свои специфические характерные черты в зависимости от того, имеется ли на его территории один или больше городских полюсов притяжения или же для чего характерна малозаселенность. Что касается промышленности, то сравнение должно проводиться с обеих сторон границы, - типы продукции, размеры и организация компаний и отношений между ними - во многих приграничных районах слабо осмысливается организация систем соединения городских структур в согласованную внутригородскую сеть приграничного сотрудничества.
Экономисты первыми увидели значение "полюсов роста" и "осей развития" и указали на их важность для понимания природы регионов, включая приграничные регионы.
"Поляризованный регион - это разнородная территория, различные части которой являются взаимозаполняющими и образуют с доминирующим полюсом больше экономических связей, чем с соседними регионами <>
Во многих случаях граница разрушает или нарушает нормальное функционирование поляризации(й) таких городских структур, что приводит к "нарушениям экономики высокого уровня", фиксируемых экономистами в приграничных территориях.
Поляризованный регион определяется с точки зрения плотности, где полюс играет роль центральной точки обмена товарами и услугами, чья внутренняя плотность по всем показателям превышает плотность привлеченной или зависимой территории. Концепция плотности может быть экстраполирована на другие сектора экономики, например, культуру, образование, информацию, здравоохранение, административные услуги и т. д. Эти социально-экономические и социально-культурные функции образуют сектора притяжения в центре деловой и культурной жизни, однако их зоны притяжения не обязательно должны быть в таком непространственном измерении. Многофункциональный поляризованный регион может стать (в приграничном контексте ) территорией партнерства, взаимодополнения и экономики высокого уровня.
В этом контексте поляризации, с точки зрения плюридисциплинарности, приграничные регионы могут рассматриваться в плане:
-целостности: формирует ли приграничный регион одно целое? Если это так, то в каких областях и до какого предела ? С какими участниками и на базе каких стратегий?;
-центрального положения : какими являются центры или полюса, формирующие его городскую сеть? Каково их иерархическое положение ? Каковы их обоюдные функции и связи, зависимости и взаимозависимости? ;
- области сил: как возникают и развиваются интересы и стратегии соответствующих групп, социально-экономических сил и культурных организаций ?
Другой основной подход к приграничным регионам подразумевает четкое разграничение органических или функциональных отношений и конфликтных отношений. Такое разграничение важно в случае с приграничными регионами, так как на их территории в большей степени, чем на другой происходит взаимодействие функциональных, контрактных отношений, с одной стороны, или конфликтных отношений, с другой: теоретически для партнеров всегда существует возможность найти совместные решения идентичных проблем, затрагивающих окружающую среду, занятость, инвестирование, социальное обеспечение обучение или коммуникации. Однако, из-за систем, в которые они волей-неволей вплетены, приграничные отношения характеризуются также конфликтностью. Вот почему население многих приграничных регионов интересует возможность и желательность возникновения "приграничного сознания", "приграничной культуры", основанных скорее на партнерстве, чем на "обоюдном праве на вмешательство". Перейти на страницу: 1 2 3 4