В этой главе рассказывается о новейшем направлении в экономической теории и практике, игнорирование которого грозит отбросить страну на задворки мирового рынка.
«Геоэкономика – наука, исследующая поведение государства в конкретной ситуации, разрабатывающая его экономическую стратегию и тактику для повышения конкурентоспособности национального хозяйства на международной арене». Этот термин появился в конце 80-х годов. Как видно из определения, ведущая роль в геоэкономике отводится государству, что отражает реально протекающие процессы усиления роли государства в регулировании рыночных отношений.
Появление геоэкономического подхода обусловлено прежде всего возрастающей интеграцией на мировом рынке, чему свидетельство – появление таких надгосударственных образований, как разнообразные союзы и соглашения (НАФТА, ЕС, АСЕАН и др.); на смену системе «рынок – государство» приходит система «много государств – один рынок». «Обмен идёт на новых (не межнациональных, а межанклавных) стыках разделения труда – товарами, выступающими в новейших формах (товар-группа, товар-объект, товар-программа и др.)…» Сегодняшняя карта мира расчерчена не государственными, а в первую очередь экономическими границами. Разросшимся корпорациям тесно внутри отдельных государств и они всё шире распространяют свои интересы на мировом рынке: на 1997 год было официально зарегистрировано 37000 транснациональных корпораций (ТНК), в 1994 году активы 500 крупнейших ТНК составили 30,8 трлн. $, а количество занятых на них составило 34,5 млн. человек – активы и население средней по величине страны.
К сожалению, ни в СССР ни в России начала 90-х, в то время как методы, стратегия и тактика геоэкономики уже вовсю работали на интересы развитых стран мира, и не помышляли об отходе от старых стереотипов, согласно которым снабженческо-сбытовые поставки внутри стран-членов СЭВ выдавались за внешнеэкономические связи, а выработка экономической стратегии подменялась идеологическими лозунгами. Это положение тем более досадно, что экономисты, как всегда, предупреждали о бесперспективности такого пути развития, но их, как всегда, не послушали. «К началу 90-х годов руководство СССР упустило из поля зрения геоэкономические новации – транснационализацию мировой экономики, переход от торговой модели внешнеэкономических связей к производственно-инвестиционной…» В результате страна поставляет на внешний рынок энергоносители, сырьё, интеллектуальные ресурсы, не будучи звеном мирового воспроизводственного процесса, отодвинутая от основных потоков доходов.
Что же такое особенное нужно сделать, чтобы внешнеэкономическая политика государства соответствовала геоэкономическим стандартам? Иными словами, в чём заключаются геоэкономические стратегия и методы?
Различают два вида стратегии – оборонительная и наступательная, причём успех обеспечивается разумным сочетанием обеих. Оборонительная стратегия представляет собой добрый старый протекционизм, но не совсем. М. Портер доказал, что протекционизм при определённых условиях может быть эффективен и даже необходим. Условия вкратце таковы: когда на внешнем рынке производители какого-либо товара сталкиваются с жестокой конкуренцией, не имея соперников на внутреннем рынке. Тогда, чтобы подстегнуть производителей, являющихся почти что монополистами на внутреннем рынке, но не являющихся таковыми на внешнем, и усилить внутреннюю конкуренцию, государству имеет смысл принять меры, увеличивающие прибыли в этой отрасли и привлекающие в неё новых производителей, меры, в том числе и протекционистские. Портером были сформулированы три условия эффективного протекционизма:
1. Наличие конкурентов на внешнем рынке.
2. Наличие потенциала для развития национальных отраслей.
3. Ограниченность протекционизма во времени. Перейти на страницу: 1 2 3