Dailysmi.ru

Международные финансы

Геология, география, геометрия… геоэкономика?

Однако оборонительная стратегия является скорее вспомогательной. Главный акцент в геоэкономике делается на наступлении, памятуя о том, что лучшая оборона – это нападение. Здесь в первую очередь «необходимо определить национальных лидеров геоэкономики», т.е. отрасль, наиболее перспективную с точки зрения конкурентоспособности на мировом рынке. После этого государство отказывается от импорта товаров выбранной отрасли, а высвободившиеся валютные средства направляет на закупку нового оборудования, технологий и т.д Предприятиям «привилегированной» отрасли предоставляется режим налогового благоприятствования, развивается инфраструктура, готовятся специалисты необходимых специальностей, всячески поощряется создание новых предприятий в этой отрасли.

После того, как отрасль «встала на ноги», т.е. обрела способность успешно конкурировать с иностранными производителями, необходимо постепенно ликвидировать льготный режим – это обязательное условие, в противном случае ребёнок вырастет избалованным и будет требовать новых игрушек до бесконечности.

Когда появляется что экспортировать, возникает проблема как экспортировать. Здесь существует два подхода: экспорт товара и экспорт производства. Экспорт товара целесообразен там, где необходимо сосредоточить в одном месте весь технологический процесс; к таким отраслям относятся авиастроение, тяжёлое машиностроение и т.п. Экспорт производства (инвестиции) должен иметь место там, где львиную долю издержек составляют транспортировка или хранение продукции (скоропортящиеся продукты, например), а также там, где имеются существенные различия во вкусах потребителей в разных регионах. Геоэкономика предполагает именно второй подход.

При экспорте производства, казалось бы, выигрывают все: и экспортёры и импортёры. Действительно, экспортёры экономят на транспортных расходах, используют как правило более дешёвую рабочую силу, и, как результат, могут увеличить прибыли. В свою очередь, в стране – импортёре создаются новые рабочие места, потребители получают больше более качественных товаров по более низким ценам. Однако не следует забывать о том, что прибыль от продажи товаров уходит заграницу и работает на страну – экспортёра, которая имеет возможность на эти деньги совершенствовать технологию, снижать издержки, расширять производство, получать ещё большие прибыли и так далее по новому кругу. «Мировой опыт свидетельствует, что участие зарубежных партнёров в отечественном производстве должно быть лишь одним из компонентов экономической стратегии государства. При этом желательно, чтобы в той или иной отрасли действовала не одна компания, а несколько и лучше, чтобы они были из разных стран и выступали конкурентами.» Здесь хочется привести несколько фактов из нашей российской действительности, а именно о тех иностранных компаниях, которые экспортируют производство в Россию

Итак, знаменитые жевательные резинки Orbit, Wrigley’s Spearmint, Juicy Fruit и Ice White производятся на санкт-петербургской фабрике, в которую владелец вышеупомянутых брэндов, компания Wm. Wrigley Jr. Company, вложила 70 млн. $. Её основной конкурент производит свои чудо-изделия – Stimorol и Dirol в г. Чудово Новгородской области. Любимый напиток кролика Несквика швейцарский концерн Nestle производит на мощностях кондитерского объединения «Россия» в Самаре. Набившие оскомину MARS и Snickers делают в подмосковном Ступине. Флагман советской кондитерской индустрии – фабрика «Большевик» (печенье «Юбилейное», торты и вафли «Причуда») ныне принадлежит французской компании «Danon». Супермоющие средства Tide, Ariel, Comet, Ace американская суперкомпания Procter&Gamble производит в Новомосковске. И даже популярный среди молодёжи клей «Момент» немецкий концерн «Henkel» (уж не тот ли самый, чьи самолёты сбивали наши деды во время ВОВ?) производит в г. Тосно Ленинградской обл. Этот список можно продолжать ещё очень долго. Перейти на страницу: 1 2 3