Но если вопрос о дополнительном стимулировании экспорта сырья сейчас не стоит, то для расширения экспорта готовой продукции нужно создать условия не только непосредственно для стимулирования экспорта, но и для расширения самого производства этой продукции.
Важным стимулом для этого может быть снижение налогов на прибыль и на добавленную стоимость при производстве готовой продукции на экспорт. Необходимо разработать и внедрить систему конкретных налоговых льгот для предприятий обрабатывающей промышленности, экспортирующих свою продукцию. В частности, это может быть сделано за счет сокращения сроков амортизации и других мер.
В настоящее время имеется в виду разработка региональных программ развития экспортного потенциала в целях максимального привлечения местных ресурсов для расширения экспорта.
Развитие производства и реализации продукции на мировом рынке невозможно без системы кредитования. Эта проблема имеет две стороны. Одна из них — кредитование производства продукции, предназначенной на внешний рынок. В сложившихся условиях чрезвычайно актуальной становится задача приоритетного финансирования экспортно-ориентированных проектов. Прекращение деятельности отраслевых министерств окончательно разрушило сложившуюся систему централизованного инвестиционного финансирования. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо создание инвестиционных фондов, перечень и направление использования которых должны определяться на правительственном уровне. Такие фонды могут формироваться за счет как централизованных источников, так и средств любых хозяйственных субъектов. Часть прибыли, направляемая в эти фонды, должна освобождаться от налогообложения или облагаться льготным налогом.
Необходима система мер, предусматривающих льготное кредитование предприятий, которые поставляют продукцию на экспорт, со стороны государственных и коммерческих банков. В обоснованных случаях необходимы кредиты под развитие производства и в СКВ. Разрабатывается система государственных гарантий при получении кредитов предприятиями у зарубежных банков.
Вторая сторона этой проблемы — кредитование экспорта. В настоящее время большая часть промышленного экспорта, особенно экспорта продукции машиностроения, осуществляется в мире на базе кредита. В западных странах создана разветвленная система кредитования экспорта, предусматривающая кратко-, средне- и долгосрочное кредитование экспорта различных видов машиностроительной продукции. Все большее распространение получают новые формы кредитования — факторинг, форфейтинг, проектное финансирование и др. В этой системе участвуют различные банковские учреждения как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования, в том числе государственные. Активную роль играют страховые компании. У нас такой системы пока практически нет, а без нее невозможен выход на внешний рынок с машиностроительной продукцией. Она нужна всем экспортерам, и особенно малым предприятиям.
В кратко- и среднесрочном кредитовании экспорта могут принять активное участие коммерческие банки. Для долгосрочного кредитования экспорта нужны специальные кредитные структуры. Сейчас такое кредитование могут осуществлять только государственные банки. Необходимо также страхование экспортных кредитов, которое существует во всех промышленно развитых странах и осуществляется, как правило, государственными организациями (в США и Японии — государственными экспортно-импортными банками, в Великобритании — государственным Департаментом гарантий экспортного кредита и т. д.). В настоящее время и у нас началось создание специального государственного банковского учреждения для кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов, выдаваемых коммерческими банками (Российского экспортно-импортного банка).
Особую проблему составляет льготное государственное кредитование проектов инвестиционного сотрудничества за рубежом. Это финансирование необходимо для строительства объектов за рубежом в рамках межправительственных соглашений и по выигранным международным торгам, а также экспорта машинно-технической продукции, в том числе военного назначения.
Важный вопрос дальнейшего развития российского экспорта — развитие транспортной инфраструктуры. С учетом того, что ряд важных морских портов оказался за рубежом, ведется разработка программы развития морских портов и железных дорог, а также программы «Терминал» для совершенствования транспортно-экспедиционного обслуживания экспортных поставок.
Поддержка ВЭД предприятий необходима со стороны государства и по другим направлениям, особенно в изучении зарубежных рынков. Прежде всего, нужно создать государственную систему внешнеэкономической информации, которой могли бы пользоваться особенно мелкие и средние предприятия. Общая информация, собираемая государственными внешнеторговыми ведомствами, в том числе торговыми представительствами за рубежом, должна распространяться бесплатно или за очень низкую плату. Предприятия, особенно малые и средние, должны получать финансовую поддержку со стороны государства и при более специальном изучении рынка. Такая практика существует во многих странах. Большое внимание распространению необходимой информации уделяет Европейское сообщество, которое целенаправленно проводит, например, политику повышения конкурентоспособности малых и средних фирм, способствуя различным формам их международного сотрудничества. Одним из конкретных направлений этой политики является создание компьютеризированной системы поиска партнеров, предназначенной в первую очередь для нужд этих фирм. Этой системой пользуются и страны ЕАСТ. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5