Предпосылки развития экспорта и задачи по его стимулированию
С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние и перспективы российского экспорта, очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостной системы мер государственного стимулирования экспорта, которые, с одной стороны, будут способствовать эффективному преодолению существующих проблем и препятствий в экспортной деятельности, а с другой стороны, позволят максимальо использовать в интересах развития экспорта происходящие позитивные перемены в экономике и внешнеэкономической политике России. В этой связи главной задачей Программы является формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития российского экспорта и повышения его эффективности, а также механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи отечественным экспортерам. Решение главной задачи предполагает осуществление следующих мероприятий: ежегодная разработка и представление в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности, включая перечень мер стимулирования экспорта, в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; проведение систематической работы по изучению и анализу экспортного потенциала страны и динамики ее конкурентных преимуществ, а также тенденций в развитии торгово-политической ситуации и конъюнктуры мирового рынка для определения отраслевых приоритетов содействия экспорту на очередной год в рамках федеральной программы развития внешнеторговой деятельности; проведение постоянного контроля и анализа экспортной деятельности отечественных предприятий для своевременного определения и устранения проблем и препятствий в развитии этой деятельности посредством предоставления эффективной поддержки со стороны государства; согласование мер, принимаемых в сфере ВЭД, со стратегической целью и главной задачей настоящей Программы и при необходимости проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных документов с точки зрения их влияния на развитие отечественного экспорта; увязка разделов федеральных целевых программ, касающихся вопросов экспорта, с основными направлениями и ежегодными объемами государственной поддержки экспорта, предусмотренными настоящей Программой, и включение их в Федеральную программу развития внешнеторговой деятельности на очередной год; согласование мероприятий по стимулированию экспорта, содержащихся в региональных программах экономического развития, с мероприятиями, предусмотренными настоящей Программой, в интересах расширения объемов и повышения качества предоставляемых услуг. Формирование эффективных механизмов предоставления государственной поддержки экспортерам предполагает решение ряда следующих специальных задач: создание системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб, включая их региональные и зарубежные представительства; обеспечение функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта с участием государства, а также предоставление государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам; организация оперативной работы государственных органов по активному продвижению российской экспортной продукции и защите интересов отечественных предприятий за рубежом; широкое привлечение российских деловых кругов к проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта. Важным элементом Программы являются принципы ее реализации, обеспечивающие эффективное решение поставленных задач.
Программа направлена на формирование новой, более эффективной модели участия Российской Федерации в международном разделении труда. Динамические показатели развития экспорта в предстоящие 10 лет должны обеспечивать некоторое опережение развития экспорта в сравнении с товарооборотом страны в целом, а также опережение развития экспорта по сравнению с темпами роста произведенного национального дохода и валового внутреннего продукта. Этапы развития экспорта связаны с объективной логикой и динамикой экономических преобразований и предполагают учет факторов инерции в развитии экспортного потенциала и экспорта России. На первом этапе (1996 - 1997 годы) необходимо: продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы внешней экономической деятельности, а также валютной, налоговой и тарифной политики, поощряющей экспорт и эффективные формы торгово-экономического сотрудничества; завершить формирование институциональных и организационных основ государственной службы содействия экспорту, предоставляющей оперативную и качественную помощь экспортерам; создать систему внешнеторговой информации, опирающуюся на сеть информационно-консультационных служб; сформировать механизмы государственной поддержки кредитования оборотных средств предприятий - экспортеров, гарантирования и страхования экспорта, кредитования эффективных, ориентированных на экспорт проектов, в том числе на базе продукции конверсионных производств, изготовленной с использованием опережающих технических идей и решений; увеличить финансовую базу уполномоченного специализированного банка, через который будут осуществляться программы экспортного гарантирования и кредитования; решить вопросы более эффективного транспортного обеспечения экспортных поставок; осуществить ряд мер организационного характера по упорядочению экспортной деятельности, расширению взаимодействия органов власти всех уровней с объединениями экспортеров, созданию при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления специализированных подразделений развития экспорта, налаживанию межведомственной координации в вопросах выработки экспортной политики и практической помощи экспортерам; повысить роль загранучреждений Российской Федерации, прежде всего торговых представительств, в работе по продвижению российского экспорта; повысить эффективность российской дипломатии во внешнеэкономической сфере, в том числе путем расширения участия страны в международных экономических организациях с уделением особого внимания тактике взаимоотношений с Всемирной торговой организацией и Европейским союзом, сотрудничеству с представительными организациями Азиатско-Тихоокеанского региона и объединениями нефтеэкспортеров; увеличить финансирование научно-исследовательских работ по комплексному изучению экспортного потенциала России, выявлению приоритетных отраслей и проектов с учетом внутренних возможностей и мировой конъюнктуры. В результате на первом этапе реализации Программы должны быть обеспечены устойчивые объемы экспорта на уровне 70 - 75 млрд. долларов США за счет оптимального использования наличной ресурсной базы и конъюнктуры на внешних рынках, постепенного восстановления традиционного машинотехнического экспорта в рамках технического содействия и развития производственной кооперации. Товарная структура экспорта на первом этапе не претерпит существенных изменений и сохранит топливно-сырьевую направленность. На втором этапе (1998 - 2000 годы) на базе созданной институциональной и организационной инфраструктуры предполагается приступить к реализации активной экспортной политики, предусматривающей более значительное финансовое участие государства в продвижении отечественной продукции на внешние рынки. Для этого необходимо: существенно увеличить объем бюджетных средств, резервируемых для реализации программ гарантирования и страхования экспорта; расширить программы кредитования ориентированных на экспорт производств и предоставление экспортных кредитов; реализовать комплекс мер по стимулированию экспорта субъектами малого предпринимательства; стимулировать увеличение объемов страховых операций во внешнеторговой деятельности и расширение видов страхуемых рисков в этой сфере; проводить масштабные выставочно-ярмарочные и рекламные мероприятия в поддержку российского экспорта. В результате реализации Программы с учетом прогнозируемой конъюнктуры к 2000 году (оживление внутреннего спроса и рост потребления первичных ресурсов) разработанный комплекс мер обеспечит незначительный, но устойчивый рост экспорта и расширение ассортимента вывозимой продукции. В этой связи можно ожидать некоторого снижения удельного веса в российском экспорте основных сырьевых групп (минеральных продуктов, металлов, лесоматериалов) до 65 - 70 процентов (76 процентов в 1994 году) в пользу расширения поставок готовой продукции. Совершенствованию товарной структуры российского экспорта будут способствовать и изменения в его географической структуре. Доля экспорта в страны ближнего зарубежья может увеличиться с 22 процентов в 1994 году до примерно 25 - 30 процентов к 2000 году, что с учетом более высокого удельного веса в нем машинотехнической продукции (более чем в 2 раза превышает соответствующий показатель по всему экспорту и почти в 3,5 раза по экспорту в страны дальнего зарубежья) способно повысить значимость указанной товарной позиции в суммарном экспорте России. Возрастет роль развивающихся стран Азии как перспективных экспортных рынков для России, в том числе в отношении продукции базовых отраслей промышленности, а также предоставления технического содействия в сооружении объектов инфраструктуры, энергетики и т. д. На третьем этапе (2001 - 2005 годы) предполагается обеспечить диверсификацию экспорта, под которой понимается поставка из России современных высококачественных, преимущественно наукоемких товаров на зарубежные рынки. Для этого необходимо: достичь объемов государственной финансовой поддержки экспорта, сопоставимых с аналогичными ассигнованиями в промышленно развитых странах; наряду с поддержкой товарного экспорта стимулировать развитие экспорта услуг, способствовать формированию разветвленных сбытовой и обслуживающей сетей для российской машинотехнической продукции за рубежом; активно отстаивать интересы России на внешних рынках, в том числе участвуя в работе организаций многостороннего экономического сотрудничества и международных валютно-финансовых организаций, полноправным членом которых Россия является или станет; большую часть работы по продвижению отечественной продукции на внешние рынки передать окрепшим в финансовом, организационном и кадровом отношении объединениям экспортеров, промышленно-финансовым группам и непосредственно крупным производителям, что явится закономерным и эффективным продолжением усилий государства в этой области. По завершении третьего этапа реализации Программы должна сформироваться более совершенная модель участия страны в международном разделении труда, основанная на эффективном экспорте сырья и продуктов его переработки при постепенном увеличении роли и повышении качества последних, с одной стороны, и активном проникновении на внешние рынки российских поставщиков готовой, в первую очередь наукоемкой, продукции, сравнимой, а в ряде случаев превосходящей зарубежные аналоги за счет применения уникальных технологий и технических решений, с другой стороны. Важную часть российского экспорта составит капиталоемкая продукция, прежде всего комплектное оборудование, поставляемое в обеспечение технического содействия России развивающимся странам. Объемы таких поставок существенно возрастут, что является отражением объективной необходимости упрочения технических и экономических позиций страны на наиболее динамичных и перспективных рынках развивающихся стран. Ежегодные темпы прироста экспорта России составят 5 - 10 процентов при условии улучшения экономической ситуации и выхода экономики на стадию роста, проведения эффективной государственной политики стимулирования экспорта и сохранения благоприятной внешней конъюнктуры по основным товарам российского экспорта. Товарная структура экспорта будет эволюционировать в сторону дальнейшего снижения удельного веса топливно-сырьевых товаров до 60 - 65 процентов. Однако физические и стоимостные объемы вывоза сырья и полуфабрикатов увеличатся, что в первую очередь связано с ростом мирового потребления энергии и цветных металлов. В рамках топливной группы товаров следует ожидать повышения доли природного газа, мировой спрос на который согласно прогнозу Международного энергетического агентства возрастет к 2010 году более чем в 2 раза (до 4 трлн. куб. м). Доля машин и оборудования в экспорте России увеличится до 20 - 25 процентов, при этом не менее 8 - 10 процентов всего экспорта, или около 40 процентов машинотехнического экспорта, будет приходиться на высокотехнологичные товары. География российского экспорта претерпит определенные изменения в сторону дальнейшего увеличения удельного веса экспорта в страны ближнего зарубежья и развивающиеся страны - примерно до 1/3 и 1/4 соответственно. Рост поставок в государства - участники Содружества Независимых Государств будет основан на расширении производственной кооперации и прямых хозяйственных связей. Во взаимоотношениях с развивающимися странами важную роль сыграет ожидаемое увеличение их доли в мировом потреблении энергии, металлов и других сырьевых товаров и материалов. По мере придания динамизма российской экономике, улучшения платежного баланса повысится рейтинг надежности страны для предоставления кредитов и капиталовложений, что будет способствовать расширению притока прямых иностранных инвестиций в экономику, послужит фактором укрепления экспортного потенциала страны. |