Dailysmi.ru

Международные финансы

Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира

Неокрепшая экономика Германии попала в глубину кризиса в 1929-33 гг Кризис поразил прежде всего промышленный сектор (банкротами стали 68 тыс предприятий), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (8 млн). Кризис в других странах-кредиторах усугубляло положение Германии.

Неспособность режима Веймарской республики противодействовать экономическому кризису, обострение социальных противоречий, растущая ностальгия граждан по былому величию Германской империи, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках – это главные факторы установления фашистского режима в стране в 1933 году.

Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатический характер. Несмотря на то, что Гитлер пришел к власти на этапе закончившегося падения экономики, антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер: главным образом стратегические, военно-политические – возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства. Эта стратегия определила формы и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием становятся тотальная милитаризация народного хозяйства.

Нацистским руководством был сделан упор на становлении важных в военном отношении отраслей тяжелой и топливной промышленности, предприятий выпускающих военную технику, что потребовало концентрации огромных средств в руках государства. Нацисты установили жесткий контроль государства над всеми отраслями хозяйства, установили систему принудительного труда. Экономикой Германии занимался Главный хозяйственный совет. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что связано с политикой «арийзации предприятий».

Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался весьма эффективным и позволило режиму в течении 1934г покончить с кризисом в тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста.

Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были призрачными и не устраняли народнохозяйственные диспропорции. Впрочем, нацистское правительство и не стремилось к решению данных проблем. Развязывание внешней агрессии отодвинуло неотвратимую хозяйственную катастрофу. Уже с 1935 г. Германия втягивается в военные конфликты, и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим фашизмом.

Фашистская модель создания системы государственного регулирования с учетом национальной специфики была использована достаточно большой группой стран. Эти страны известны как сателлиты Германии. Исключение составляли высокоразвитые страны – союзники Германии – Италия, Япония.

Италию и Японию сближали агрессивные стремления к новому переделу мира, несмотря на то, что эти страны в отличие от Германии, находились в лагере победителей в Первой мировой войне.

В Италии, серьезно пострадавшей в ходе Первой мировой войны, разразился глубокий экономический и политический кризис, в результате которого уже в начале 20-х годов к власти пришли фашисты. Создание тоталитарной системы государственного регулирования экономики происходило по корпоративному варианту, который незначительно отличаясь по формам от нацистского в Германии, также преследовал задачу централизации управления, концентрации всех ресурсов страны для ее милитаризации. Схожесть этатических систем позволила правительствам Германии и Италии заключить военно-политический альянс.

Своеобразие социально-экономического варианта развития Японии, неудовлетворенность правящих кругов положением страны на Тихоокеанском бассейне, были основными факторами сближения стран: Япония, Италия, Германия., делавших ставку на силу и агрессию, на культ исключительности и вседозволенности, на войну и уничтожение.

Приход в 1927 г. на пост премьер-министра Г. Танаки. Последующая оккупация Манчжурии в 1931 году окончательно подтолкнула экономику страны к милитаризации. Немаловажным фактором создания сверхэтатизированной системы вмешательства в хозяйственные отношения в Японии, было господство в экономике страны универсальной монополии (конгломерат), тесно связанную родовыми, семейными узами с императорским домом и с центральным аппаратом управления.

Еще одной отличительной чертой хозяйственных отношений в Японии, сближавшей ее систему государственного регулирования с вариантом итальянского корпоративизма, было стремление предпринимателей к гармонизации отношений с рабочими. Симбиоз этих основных особенностей формирования системы этатизма способствовал быстрому развитию ее экономики в межвоенный период, на основе милитаризации. Опыт Японии и всех милитаристских стран продемонстрировал бесперспективность данного варианта строительства системы государственного регулирования экономических отношений. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7