Приграничные отношения между местными и региональными сообществами могут быть формальными или неформальными, первичными(то есть спонтанными) или вторичными (то есть организованными). Приграничные институты призваны содействовать развитию такого типа организованных отношений.
Существует два определения приграничных институтов, первое- эмпирическое, второе- юридическое.
Эмпирическое определение.
Термин "приграничный институт" в самом широком смысле определяет любое коллективное приграничное отношение, признанное если не обязательно официально, то хотя бы публично. Оно может регулировать ситуацию, начиная от отношений, одобренных межгосударственным отношением, до прочих связей, установленных между ассоциациями по обе стороны границы. Все подобные отношения, институциализированные соглашениями, протоколами, статутами(уставами) или долгосрочными и регулярными контрактами, должны иметь три основных параметра, которые вписываются в любые определения приграничного региона:
- территория применяющаяся и до определенной степени имеющая границы;
- сообщества или административные образования, разрушенные общей границей;
- местные и региональные функции, единые, множественные или общие, с соответствующими положениями.
Два кратких примера, один взят из французского законодательства, другой из конституции Швейцарии, каждый по-своему подтверждает это определение:
Французский пример:
"Ст.9: В виде исключения, кантоны сохраняют право на заключение с иностранными государствами договоров, затрагивающих государственную экономику, отношения с соседями и реализацию <> политики; тем не менее такие договоры не должны противоречить Конфедерации или правам других кантонов".
"Ст.10:1. Официальные отношения между кантонами и иностранными правительствами или их представителями производятся при посредничестве Федерального Совета."
2. Тем не менее кантоны могут поддерживать отношения напрямую с властями более низкой ступени и служащими иностранных государств по вопросам, указанным в предыдущей статье".
Юридическое определение
В самом строгом и формальном смысле термина, приграничный институт - это международный инструмент признанный международным правом в качестве соответствующего контекста для отношений в приграничных районах. Этот международный инструмент, с точки зрения области применения, относится в ведению административных подразделений заинтересованных государств. Институциональные отношения являются эмбриональной формой приграничных институтов и открывают начала сотрудничества, которые являются незаменимыми для любой разграниченной территории. Если они станут постоянными, они смогут даже сформировать основы институтов. Одной из причин для появления прямых приграничных отношений между внутригосударственными общественными сообществами, которая должна учитываться, является то, что государство считает трудным быстро и эффективно решать, особенно в приграничных зонах, задачи, которые входят в пределы их ответственности, и что "близкие отношения" выгодны внутригосударственным сообществом, разделенным границей.
Второй причиной появления институциональных приграничных отношений является транснациональное измерение любой общей проблемы приграничном регионе. Окончательным решением в перспективе станет расширение в соответствии с внутренним законодательством сферы ответственности приграничных сообществ, независимо от местной ответственности суб-государственных образований. Европейские институты также как и правительства государств пытаются разработать новые инструменты сотрудничества на международном уровне- инструменты, направленные на признание сферы ответственности, в рамках которой приграничные сообщества смогут устанавливать прямые приграничные отношения и создавать инструменты для сотрудничества между национальными правительствами, где приграничные сообщества играли бы соответствующую роль.
Государствами признается тот факт, что определенные специфические вопросы с четко обозначенными сферами и пределами ответственности, которые хотя и кажутся ''международными’’ или по крайней мере приграничными или транснациональными, могут не подпадать под исключительное ведение государства- осуществлять международные отношения, а входить в прямую компетенцию внутригосударственных структур, по крайней мере в случаях правоприменения. Государства, таким образом, берут на себя обязательства посредством международного соглашения, т.е. договора между государствами, признать, что приграничные сообщества в пределах внутригосударственной законодательной системы поделены компетенцией регулировать отношения непосредственно и, если необходимо, заключать законные сделки с приграничными сообществами, расположенными на территории другого государства, подписавшего соответствующий договор <> Международные соглашения способствуют перераспределению власти вмеждународных публичных отношениях между центральным правительством и приграничными сообществами. Перейти на страницу: 1 2 3