перезагруженность - на Новороссийск. Компания разрабатывает
несколько вариантов решения задачи. Скажем, увеличение
реализации нефтепродуктов (их экспорт дает большую прибыль, чем
сырой нефти). Или строительство своих продуктопроводов в
различных направлениях.
Еще одно преимущество - изменения цен. В 1994 г. они в
среднем составляли 3,7 долл./барр. При себестоимости 2,9-3,3
долл./барр.с учетом налогов продажа в России была неэффективной.
В 1995 г. цены повысились до 8-9 долл./барр. (в зависимости от
качества нефти и системы транспортировки). Прибыль - 1,5-2,5
долл./барр. То есть сегодня российский рынок приносит такие же
доходы, что и экспорт, даже после введения валютного коридора.
Беда только в том, что внутреннее потребление в России нефти и
нефтепродуктов остается низким из-за экономического спада.
Загруженность большинства НПЗ - менее 50% (у ЛУКойла - 80%).
Каковы возможности для инвесторов, включая зарубежных, в
данном секторе? По мнению ЛУКойла, возможны два сценария. Первый:
кризис затянется, Россия останется сырьевым придатком западных
экономик, как это было на протяжении десятилетий. Внутренние цены
на нефть будут определяться по формуле: мировая минус
транспортные издержки. По второму сценарию в стране все-таки
начнется экономический подъем, как предполагают руководители
концерна, со второй половине 1997 г., если не произойдет
радикальных политических поворотов. Цены в России могут
измениться на мировые плюс расходы на транспортировку. Иными
словами, основную прибыль нефтяные компании будут получать на
внутреннем рынке.
Очень важна при этом собственная инфраструктура, которая
обеспечит нефтяным концернам и их инвесторам такую возможность.
Прежде всего мощности по углублению передела нефти, способность
сокращать из- держки. Для этого "ЛУКойл", например,приступил к
реконструкции своих НПЗ (в большинстве построенных в 50-60-е
годы). Только в 1995 г. он вложил около 100 млн. долл. в
модернизацию двух нефтеперерабатывающих заводов. Зато сегодня
компания является единственной в России, кто выпускает
высокооктановый бензин А-98. После завершения реконструкции
планируется закупать на российском рынке мазут и перерабатывать
его самим.
Руководители "ЛУКойла" имеют и другие планы. Например о
переброске до 5 млн.т. нефтепродуктов в Средиземноморье. Даже
если нынешняя низкая цена упадет еще на 15%, то все равно, как
подсчитали в концерне, прибыль составит 22-25%. Поэтому
рассматриваются два экспортных варианта: строительство
собственного продуктопровода либо НПЗ в данном регионе.
Полным ходом осуществляется программа по расширению сети АЗС.
Несмотря на то что с сентября 1995 г. "ЛУКойл" не получил ни
одного доллара внешних инвестиций,он вводит в строй по 5-6
станций ежемесячно. Всего их будет 1000. Еще тысячу планируется
реконструировать или построить в ближайшие годы, чтобы крепко
сесть на российском рынке, получая с этого дела максимальную
прибыль. Другое перспективное для иноинвесторов направление
концерна: развитие нефтехимии и химии. Поскольку в России нет
достаточных производственных мощностей в данных отраслях, реально
увеличить объем продаж в три-четыре раза. "ЛУКойл" разработал
уникальную схему переработки фосфатов в Казахстане, завязав в
единый комплекс добычу и производство этого сырья, а также
разработку нефтяных месторождений, строительство НПЗ,
электростанции. Это должно обеспечить, уверены в компании, и
высокую экспортную эффективность.
Немалые усилия затрачивает "ЛУКойл" для сокращения издержек. Перейти на страницу: 1 2 3