Dailysmi.ru

Международные финансы

Локомотивы экономики России

перезагруженность - на Новороссийск. Компания разрабатывает

несколько вариантов решения задачи. Скажем, увеличение

реализации нефтепродуктов (их экспорт дает большую прибыль, чем

сырой нефти). Или строительство своих продуктопроводов в

различных направлениях.

Еще одно преимущество - изменения цен. В 1994 г. они в

среднем составляли 3,7 долл./барр. При себестоимости 2,9-3,3

долл./барр.с учетом налогов продажа в России была неэффективной.

В 1995 г. цены повысились до 8-9 долл./барр. (в зависимости от

качества нефти и системы транспортировки). Прибыль - 1,5-2,5

долл./барр. То есть сегодня российский рынок приносит такие же

доходы, что и экспорт, даже после введения валютного коридора.

Беда только в том, что внутреннее потребление в России нефти и

нефтепродуктов остается низким из-за экономического спада.

Загруженность большинства НПЗ - менее 50% (у ЛУКойла - 80%).

Каковы возможности для инвесторов, включая зарубежных, в

данном секторе? По мнению ЛУКойла, возможны два сценария. Первый:

кризис затянется, Россия останется сырьевым придатком западных

экономик, как это было на протяжении десятилетий. Внутренние цены

на нефть будут определяться по формуле: мировая минус

транспортные издержки. По второму сценарию в стране все-таки

начнется экономический подъем, как предполагают руководители

концерна, со второй половине 1997 г., если не произойдет

радикальных политических поворотов. Цены в России могут

измениться на мировые плюс расходы на транспортировку. Иными

словами, основную прибыль нефтяные компании будут получать на

внутреннем рынке.

Очень важна при этом собственная инфраструктура, которая

обеспечит нефтяным концернам и их инвесторам такую возможность.

Прежде всего мощности по углублению передела нефти, способность

сокращать из- держки. Для этого "ЛУКойл", например,приступил к

реконструкции своих НПЗ (в большинстве построенных в 50-60-е

годы). Только в 1995 г. он вложил около 100 млн. долл. в

модернизацию двух нефтеперерабатывающих заводов. Зато сегодня

компания является единственной в России, кто выпускает

высокооктановый бензин А-98. После завершения реконструкции

планируется закупать на российском рынке мазут и перерабатывать

его самим.

Руководители "ЛУКойла" имеют и другие планы. Например о

переброске до 5 млн.т. нефтепродуктов в Средиземноморье. Даже

если нынешняя низкая цена упадет еще на 15%, то все равно, как

подсчитали в концерне, прибыль составит 22-25%. Поэтому

рассматриваются два экспортных варианта: строительство

собственного продуктопровода либо НПЗ в данном регионе.

Полным ходом осуществляется программа по расширению сети АЗС.

Несмотря на то что с сентября 1995 г. "ЛУКойл" не получил ни

одного доллара внешних инвестиций,он вводит в строй по 5-6

станций ежемесячно. Всего их будет 1000. Еще тысячу планируется

реконструировать или построить в ближайшие годы, чтобы крепко

сесть на российском рынке, получая с этого дела максимальную

прибыль. Другое перспективное для иноинвесторов направление

концерна: развитие нефтехимии и химии. Поскольку в России нет

достаточных производственных мощностей в данных отраслях, реально

увеличить объем продаж в три-четыре раза. "ЛУКойл" разработал

уникальную схему переработки фосфатов в Казахстане, завязав в

единый комплекс добычу и производство этого сырья, а также

разработку нефтяных месторождений, строительство НПЗ,

электростанции. Это должно обеспечить, уверены в компании, и

высокую экспортную эффективность.

Немалые усилия затрачивает "ЛУКойл" для сокращения издержек. Перейти на страницу: 1 2 3