Dailysmi.ru

Международные финансы

Торговое законодательство

В 70 – 80-е годы правительство США предприняло ряд новых шагов с целью защиты американских капиталовложений за границей. В Закон о торговле (1974 г.) внесен ряд дискриминационных положений, которые лишают развивающиеся страны таможенных преференций (торговых льгот) в случае национализации американской собственности без соответствующей компенсации или если эти страны в случае возникновения споров откажутся признать решения, арбитража вынесенные в пользу американских фирм. В Законе о торговле прослеживалось стремление провести четкую грань между странами, правящие круги которых позволяли американским монополиям беспрепятственно хозяйничать в их экономике, и теми странами, которые отстаивали свои национальные права.

В нарушение Конвенции ООН

В угоду американским ТНК, которые противятся международному контролю над своими операциями и опасаются утраты господствующих позиций в разработке полезных ископаемых в развивающихся странах, администрация США отказалась подписать Конвенцию по морскому праву, выработка которой была завершена в 1982 г. в результате многолетних переговоров в рамках ООН.

Более того, администрация США потворствует крупным корпорациям, которые добиваются неограниченного доступа к ресурсам моря, пытаются подорвать конвенцию путем заключения серии «мини договоров» с рядом государств запада. В сентябре 1984 г. США и семь других развитых капиталистических государств подписали так называемую «временную договоренность по вопросам глубоководных районов морского дна». Это соглашение легализовало стремление ряда монополий, в том числе американских, к захвату и разделу наиболее перспективных участков международного района морского дна. Тем самым нарушалась Конвенция ООН по морскому праву, и бесконтрольная деятельность по разведке и разработке ресурсов дна осуществлялась в ущерб законным интересам других государств.

Дипломатическая поддержка

Государство оказывает активную дипломатическую поддержку корпорациям, действующим в развивающихся странах. Особенно характерно это для американской дипломатии. «В Латинской Америке стало уже давней традицией, - писала английская газета «Файнэншл таймс», - что американские компании чувствуют за спиной поддержку своего правительства, которое играет своими политическими и финансовыми мускулами, чтобы получить уступки от местных властей».

Правительства развитых капиталистических государств нередко осуществляет прямое политическое вмешательство во внутренние дела освободившихся государств, если они стремятся использовать свои законные права с целью ограничить хищническую деятельность ТНК. Так, президент Бразилии Ж. Гуларт был свергнут в апреле 1964 г. через две недели после подписания декрета о национализации иностранных нефтеперерабатывающих заводов. Известно прямое участие ЦРУ в подготовке государственных переворотов в середине 60-х годов в Аргентине и Шри Ланке, где были национализированы филиалы «Эссо», «Калтекс», «Шелл» и «Стандард ойл оф Индиана». Пришедшие к власти новые правительства возвратили собственность национализированных предприятий прежним владельцам. Доказано непосредственное участие ЦРУ в свержении законного правительства С. Альенде в Чили в 1973 г. Конфликт между американской компанией «Галф» и Боливией в 1971 г. закончился свержением законного правительства страны. В обоих случаях пришедшие к власти новые правительства в этих латиноамериканских государствах компенсировали потери американских корпораций.

Буржуазное государство – орудие ТНК в борьбе за рынки

В борьбе за мировые рынки ТНК активно используют государственно – монополистическое регулирование. Буржуазное государство оказывает поддержку корпорациям в их борьбе за рынки молодых государств с помощью системы экономических и политических средств.

Государственное кредитование Перейти на страницу: 1 2 3