Dailysmi.ru

Международные финансы

Россия на международном рынке труда.

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Россия с опозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием «Закона о занятости» (1991 г.), всем гражданам России предоставлено юридическое право, выезжать за рубеж на работу. По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 г. достигло 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1995-2000 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим каналам».

Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:

n снижение давления на внутренний рынок труда;

n минимизация существующих в его структуре дисбалансов;

n уменьшение безработицы;

n финансовые поступления от эмигрантов;

n повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, правительство России предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств – участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и, прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран – экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры.

Несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1—1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.

Одной из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция, или «утечка мозгов». С 1994 по 1997 г. «утечка мозгов» из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования. По данным Совета безопасности России на 1997 г. из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировало из страны навсегда. Только из МГУ безвозвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам страну покинули 70—80 ее математиков, 50% физиков-теоретиков.

По оценкам российских специалистов, прямые ежегодные потери России в результате «утечки мозгов» можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды – в 50-60 млрд. долл. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1\3 всей своей задолженности. А США, к примеру, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают 80—100 млрд. долл. в год. Перейти на страницу: 1 2