Допустим, имея 1 рубль, коммерческий банк может выдать кредит на 2, на 5 и на 10 рублей. Допустим, предприятие выпускает акции на расширение производства. Коммерческий банк осуществляет инвестиции на 10000 рублей. Предприятие, получив за продажу акций деньги, кладет эту сумму на депозитный счет в другой банк. Постепенно предприятие будет расходовать эти средства, расширяя производство, но для второго банка эти 10000 рублей являются привлеченными, которые он может пустить в оборот и предоставить на эту сумму кредит другому предприятию. С каждым последующим кредитом сумма совокупных банковских денег увеличивается на 10000 рублей. Так можно представить картину при отсутствии резервирования.
Налогообложение.
Для развитых стран в настоящее время характерно активное вмешательство государства во все сферы экономической жизни. Основными инструментами при этом являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Система налогов и сборов влияет на структуру и динамику производства, его размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, образуя рычаги для воздействия на экономику через расходные части бюджетов. При помощи налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить полную свободу товарному рынку.
В связи с образованием 1 января 1993 года единого внутреннего рынка ЕС и в условиях осуществления программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышленных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности. Реформа предусматривает уменьшение уровня налогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью налоговых льгот инвестиций. Преобладающая часть налоговых поступлений (68% в 1993 г.) направляется в государственный бюджет, в котором на долю прямых налогов приходится 39% и косвенных – 61% всех поступлений.
В группе косвенных налогов
главенствующее место занимает налог на добавленную стоимость (НДС), который впервые был разработан и введен в 1954 г. именно во Франции. Налоги Франции можно классифицировать по трем крупным группам. Подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения. Налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится. Налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.
Таблица 4
Структура доходной части государственного бюджета Франции в 1994 году
В % | в млн. франков | |
Налог на добавленную стоимость | 41,4 | 669962 |
Подоходный налог с физических лиц | 18,1 | 293110 |
Налог на предприятия | 10,6 | 170140 |
Пошлины на нефтепродукты | 7,3 | 118618 |
Прочие налоги | 15,2 | 245120 |
Неналоговые поступления | 7,4 | 120267 |
Итого: | 100 | 1617217 |