Dailysmi.ru

Международные финансы

Международная ассоциация развития (МАР)

В то время как МБРР собирает большинство своих фондов на мировых финансовых рынках, МАР финансируется в значительной степени за счет вкладов Правительств более богатых государств-членов. МАР периодически испытывает кризис в связи с быстрым истощением своих финансовых ресурсов, которые в отличие от МБРР формируются не за счет облигационных займов на мировом финансовом рынке, а в основном за счет государственных взносов стран-членов, прежде всего США и других крупных доноров. В середине 1993 г. общая сумма подписного капитала и взносов в МАР составила около 73 млрд. долл. Общее количество собранных МАР с начала своего функционирования средств составляет около 91 миллиарда долларов США. Источникам дополнительных средств являются также прибыль МБРР и выплат заемщиков более ранних кредитов МАР.

Фонды МАР пополняются донорами каждые три года. 11-ое Пополнение (IDA11) финансирует проекты в течение трех лет, начинающиеся с 1 июля 1996. Средства IDA11 позволят МАР предоставлять займов на общую сумму около $22 миллиардов, из которых $11 миллиардов обеспечиваются странами-донорами.

Самые большие взносы в IDA11 были сделаны Соединенными Штатами, Японией, Германией, Францией, Великобританией и Италией. Несколько меньше богатых стран также внесли достаточно большие вклады. Турция и Корея, являвшиеся заемщиками МАР, в настоящее время входят в число доноров. Донорами также являются страны, продолжающие заимствовать у МБРР - Аргентина, Ботсвана, Бразилия, Чешская Республика, Венгрия, Мексика, Польша, Россия и Южная Африка. В число предоставивших средства в IDA11 входят также Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Греция, Исландия, Ирландия, Кувейт, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Саудовская Аравия, Испания, Швеция, и Швейцария.

МАР борется с бедностью при помощи широкого диапазона проектов, включая проекты в области сельского хозяйства (26 %), социального обеспечения (здравоохранение, народонаселение, образование и водопользование) (26 %) и развития инфраструктуры (22 %). МАР также консультирует правительства о наилучших способах интенсификации экономического роста.

Хотя МАР внешне выглядит филантропическим институтом, фактически ее деятельность в конечном счете поощряет экспорт товаров из ПРС. Кредиты МАР, как и МБРР, направляются в основном на развитие инфраструктуры, причем не только экономической, но и социальной; однако с 70-х годов в ее кредитной политике все больший приоритет отдается сельскому хозяйству. В развивающихся странах, на которые приходится до 90% прироста мирового населения, наиболее остро стоит проблема самообеспечения основными продуктами питания. В сельском хозяйстве этих стран занято от 50 до 80% их населения, причем сельское население является наиболее быстрорастущим и экономически отсталым.

Выполняя общую стратегическую задачу, МБРР и МАР имеют не только единое руководство, но и нередко осуществляют параллельно совместное кредитование одного и того же проекта. Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти бесплатно, в целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых.

Таким образом, «разделение труда» между МБРР и МАР представляет собой частное, хотя и наглядное проявление проблемы экспорта капитала и экономической помощи, когда на межгосударственном уровне происходит совмещение потоков относительно дорогих частных и дешевых государственных ресурсов ПРС, направляемые в развивающиеся страны через основные институты группы МБРР. Перейти на страницу: 1 2 3