Dailysmi.ru

Международные финансы

Международный валютный фонд

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондам. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т. е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР (209,5 млрд. СДР, или 286,6 млрд. долл., с 1970 г. по 30 апреля 1992 г.) дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.

В пересмотренном в результате Ямайского соглашения Уставе МВФ зафиксирована обязанность стран-членов «сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея в виду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной валютной системы». Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, как и золоту, а также и другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото - долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше.

Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (статья IV, раздел 1, а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР. Наконец, статья IV, раздел 2, не позволяла странам-членам «продавать золото по цене выше паритета плюс установленный предел отклонения или продавать золото по цене ниже паритета минус установленный предел отклонения», что обеспечивало поддержание рыночной цены золота на уровне официально принятой.

Первым шагом на пути устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары, принадлежащие официальным органам других стран. В соответствии с вступившим в силу в 1978 г. новым Уставом МВФ страны-члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют (статья IV, раздел 2, в), равно как и их валютных паритетов, если они будут восстановлены Фондом (приложение С, параграф 1); одновременно были упразднены золотое содержание единицы СДР и официальная цена золота в долларах.

По действующему Уставу взнос стран-членов по подписке в золоте в размере 25% квоты заменен взносом в СДР и конвертируемых валютах 1/6 часть золотого запаса МВФ (около 25 млн. тройских унций, или 777,5 т) в 1977 – 1980 гг. была возвращена странам-членам в обмен на их национальные валюты по цене 35 СДР за 1 тройскую унцию пропорционально их квотам. Другая (1/6) часть была продана в 1976-1980 гг. на открытых аукционах по рыночным ценам. Измененный Устав МВФ предоставил Фонду право реализовать оставшиеся 2/3 золотого запаса по прежней официальной цене либо на базе рыночных цен. Золото практически исключено из расчетов между МВФ и его членами. Однако, несмотря на внесение в Устав МВФ ряда положений, направленных на окончательное вытеснение золота из мировой валютной системы, официальные золотые запасы остаются резервным фондом мировых средств платежа. В периоды обесценения национальных валют и падения доверия к ним авторитет этих запасов, а также рыночная оценка золота соответственно возрастают. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8