Dailysmi.ru

Международные финансы

Индикаторы привлекательности для иностранных инвесторов в Узбекистане.

Право приобретать в собственность жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, иностранным юридическим лицам.

Возможность приватизировать землю с хозяйственными строениями и постройками приватизации объектов торговли и сферы обслуживания.

Стимулирование технического перевооружения

Освобождение от налогообложения части дохода предприятий с иностранными инвестициями, реинвестируемой в расширение производства, технологическую модернизацию и для реализации социальных программ.

Право на беспрепятственный вывоз (без лицензии) продукции собственного производства, а также ввоз продукции для собственных нужд предприятия.

Таможенное обложение

Имущество, ввозимое на территорию Республики Узбекистан для собственных, производственных и для личных нужд иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями, освобождается от уплаты таможенной пошлины.

Существенное упрощение ввоза-вывоза факторов производства, беспошлинный ввоз имущества для вкладов в уставный фонд совместных и иностранных предприятий на территорию Узбекистана:

· ввозимые из государств, с которыми подписаны соглашения, предусматривающие режим свободной торговли;

· ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более $50 млн., при условии, что они являются продукцией их собственного производства.

Не облагаются таможенными пошлинами ввозимые и вывозимые товары:

· имущественного вклада зарубежного партнера в уставной капитал предприятия с иностранными инвестициями;

· давальческого сырья, материалов, комплектующих, ввозимых (вывозимых) для промышленной переработки и получения продукции, подлежащей вывозу (ввозу)

Остановимся на экономических условиях, делающих привлекательными вложения иностранного капитала в экономику республики, в частности на налоговой политике государства в отношении иностранных инвестиций, поскольку именно этот аспект, наряду с государственными гарантиями защиты частной собственности, как никакой другой интересует зарубежные инвестиционные компании.

Рассмотрим теоретическую основу влияния налоговой системы на интенсивность вложения иностранного капитала, проанализируем опыт стран, использующих налоговые льготы и стимулы, направленные на увеличение притока инвестиций. Анализ положений проводим в сравнении с налоговой политикой республики и механизмом налогообложения предприятий с иностранными инвестициями, которой определен инструкцией Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 7 января 1993 г. № 9 «О налогообложении доходов предприятий с участием иностранных инвесторов и доходов, получаемых участниками этих предприятий в результате распределения дохода».

Налоговая система, действующая в республике, оказывает значительное влияние на привлечение иностранных инвестиций. Ведущие эксперты международных организаций, изучавшие влияние налоговой политики на интенсивность иностранных инвестиций, доказали, что в рамках определенной системы налогообложения стимулы, направленные на привлечение иностранных инвестиций, часто имели второстепенное значение по сравнению с более общими характеристиками налогового законодательства.

К основным факторам благоприятной для инвесторов налоговой политики нужно отнести следующие:

1. Уровень налогового бремени. Общий уровень налогового бремени, несомненно, влияет на привлекательность страны для иностранных инвесторов. Он складывается из совокупности всех видов налогов, уплачиваемых совместными и иностранными предприятиями. Если оценивать уровень налогообложения предприятий с и иностранными инвестициями в нашей республике, то можно утверждать: он считается средним в сравнении с другими государствами, т.е. в ряде государств налоговое бремя, приходящееся на эти предприятия, ниже, в других выше, где для всех хозяйствующих субъектов предусмотрен общий режим налогообложения. При определении привлекательности стран для иностранных инвесторов недостаточно просто сравнить их налогообложения, поскольку, во-первых, налоговые доходы являются конечным источником фондов для большинства правительственных расходов и играют явную и решающую роль в выравнивании расходов и доходов. Так, более низкие доходы, ведущие к бюджетному дефициту, который снижает макроэкономическую стабильность, могут играть отрицательную роль при решении задачи привлечения инвестиций; во-вторых, если доходы тратятся на цели, которые уменьшают расходы и способствуют развитию деятельности, создающей доходы, то расходы эффективно компенсируют отрицательное влияние на налогообложение. Расходы на здравоохранение могут уменьшить стоимость частной системы здравоохранения и привести к снижению требованной повышения заработной платы или уменьшению расходов предприятий на страхование от болезней. Расходы по улучшению инфраструктуры транспорта и коммунального обслуживания страны могут уменьшить расходы компаний и увеличить их прибыльность. По этим причинам, если учесть опыт стран ОЭСР, общий уровень налогообложения экономики свидетельствует об относительной экономической эффективности. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5