Паритет покупательной способности - соотношение между двумя (несколькими) валютами по их покупательной способности к определенному набору товаров и услуг, т.е. он показывает, чему равна покупательная сила денежной единицы одной страны, выраженной в денежных единицах других государств. Так, если одинаковый набор товаров стоит в США 1000 долл., а в Германии - 2000 марок (пример условный), то паритет покупательной способности составит: 1 долл. = 2 маркам, или 1 марка =0,5 долл. В долгосрочной перспективе существует предсказуемое соотношение между уровнем цен и валютными курсами благодаря тому, что товары и услуги могут быть куплены либо в одной, либо в другой стране./Борисов, стр. 232/
Экономисты давно пришли к выводу, что товары-субституты в международной торговле должны иметь во всех странах одинаковые цены, исчисленные в одной и той же валюте. Это должно проявляться на длительном отрезке времени, достаточном для приведения в равновесие экономики после серьезных потрясений.
Линдерт приводит следующий пример:
Предположим, что мягкая красная пшеница в Чикаго стоит 4 долл. за бушель. Ее долларовая цена в Лондоне не должна намного превышать эту цену, учитывая низкие издержки транспортировки зерна из Чикаго в Лондон. Чтобы упростить пример, условимся, что транспортные издержки равны нулю. Тогда долларовая цена пшеницы в Лондоне будет равна 4 долл. за бушель. Если это не так, то возникнет торговля пшеницей между Лондоном и Чикаго, чтобы извлечь прибыль из разницы цен. Теперь, если в результате какого-нибудь стихийного бедствия цены в Лондоне временно повысятся до 4,80 долл., то можно ожидать, что цены в Америке и Великобритании вновь придут в равновесие где-то между 4 и 4,80 долл. для обеих стран, при условии, конечно, сохранения свободной торговли. На восстановление равновесия, учитывая хорошо налаженный международный рынок пшеницы, очевидно, понадобится около недели.
Предположение о том, что международная торговля сглаживает разницу в тенденциях движения цен основных товаров, участвующих в международной торговле, привело к гипотезе паритета покупательной способности, которая связала цены в национальной валюте с валютными курсами:
P
=
r
x
Pf
или
r
=
P
/
Pf
Здесь валютный курс r - цена иностранной валюты в долларах, а уровни цен P и Pf - уровнем цен в рассматриваемой стране (например, США) и во всех других странах, где цены выражены в их собственных валютах.
Таким образом, курс по паритету покупательной способности по идеи должен быть идеальным курсом обмена валют, рассчитанным как средневзвешенное соотношение цен для стандартной корзины промышленных и потребительских товаров и услуг двух стран. Но это идеальная модель, где курс валюты формировался бы на основе только цен торговли двух стран друг с другом.
Однако в отличие от валютного курса указанный паритет официально никогда не фиксируется. Дело в том, что при анализе динамики используется соотношение уровней цен единого набора товаров и услуг за сравниваемые периоды путем построения индекса цен. При международном сравнении покупательная способность национальных валют разных стран определяется как соотношение уровней национальных цен единого набора товаров и услуг путем построения международного индекса цен. Информационной основой для начисления такого индекса являются сведения об уровне национальных цен и товарной структуре потребительских расходов населения, затратах на капитальное строительство, экспортных поставках и т.д. Следовательно, покупательная способность национальной валюты определяется не только спросом и предложением на валютном рынке, но и эффективностью национальной экономики, уровнем производительности всех факторов производства, потребностью страны в импорте и ее экспортными возможностями, общей экономической ситуацией и степенью политической стабильности в стране.
Набор товаров-представителей, аналогичных и идентичных для сравниваемых стран, являясь одним из необходимых и важнейших условий определения покупательной способности валют, представляет, по существу, сознательную организованную выборку. Строгого теоретического обоснования относительно оптимального числа и вида товаров-представителей, используемых в статистике международных сопоставлений для определения пересчетных валютных коэффициентов, пока нет. К тому же отсутствует международный стандарт качества сравниваемых товаров, что затрудняет разработку единой базы расчета. Все это затрудняет процесс выравнивания цен в различных странах. Перейти на страницу: 1 2