Dailysmi.ru

Международные финансы

Развитие и становление СЭЗ в России.

Развитие свободных экономических зон в России началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешнеполити­ческой политики и способ стимулирования межгосударственных эко­номических связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предпри­ятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполага­лось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техничес­ким потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на осно­ве соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.

По замыслу эти зоны должны были в перспективе стать полюса­ми экономического роста. Напомним, что идея полюса экономичес­кого роста была обоснована французским ученым Перру в 1950 г. Позже пришли к выводу, что нововведения могут концентрироваться не только в определенных отраслях, но и на определенных ограни­ченных территориях.

И уже начиная с 60-х годов идея центров роста практически закладывалась многими странами (США, Япония. Канада и др.) в соответствующие программы регионального развития. Теперь это в мировой практике стало тенденцией. В результате либерализа­ции государственного контроля над определенными сферами хо­зяйственной деятельности или региональной экономики там уси­ливается власть местных органов, самоорганизуется своеобразная система регионального управления. Это подтверждает О. Крыштановскаяв статье «Регионы забирают власть». «В России, - пишет она, - сегодня происходит новый передел собственности. Центр повсеместно сдает свои позиции, московские олигархии теряют контроль над региональными «дочками» . Под видом исправле­ния просчетов власть и собственность концентрируются в руках региональной олигархии. Ее стремление одно - получить полный контроль над территорией».

Как видим, наметившаяся в мировой практике тенденция реги­онального развития еще в 60-е годы, на финише века реализуется не одинаково: если на Западе государство как бы доброжелательно переносит центр тяжести в управлении Территорией с общегосу­дарственного уровня на уровень местного самоуправления, то в стра­нах СНГ, включая и Россию, эта тенденция реализуется снизу. Мес­тные органы власти проявляют небывалую активность к региональ­ному управлению. И чем слабее становится президентская власть, тем явственнее полновластие удельных князей регионального уров­ня. Под их давлением Москва издала ряд законов по развитию, СЭЗ. Статус СЭЗ был закреплен за-11 регионами с численностью населе­ния 18,5 млн. чел. (13% населения всей страны).