Мировая практика организации и функционирования специальных экономических зон свидетельствует, что они создаются для достижения разнообразных целей.
Во-первых
, главной целью создания свободных экономических зон является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечении таким путем роста их валютных поступлений. И эта логика вполне понятна. Если страна по каким-либо причинам не может обеспечить широкое открытие экономики для иностранных предпринимательского капитала или прибегнуть к стимулированию экспортной экспансии, то она в состоянии это сделать в рамках свободных экономических зон, когда ее правительство имеет возможность создать более благоприятный инвестиционный климат для иностранных вкладчиков.
Во-вторых
, СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь импортозаменяющими товарами. Для достижения этой цели на анклавной территории с помощью иностранного капитала организуется импортозамещающее производство.
В-третьих
, организация специальных экономических зон предусматривает более глубокое включение в МРТ не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-курортной сферы, что, впрочем, также ведет к увеличению валютных поступлений.
В-четвертых
,
СЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике страны.
В-пятых
, одной из целей создания специальных экономических зон для развивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров.
В-шестых
, важная цель организации СЭЗ – стимулирование экономического развития какой-то территории или конкретной отрасли производства. Например, в США и Великобритании специальные экономические зоны создавались в начале 80-х гг. для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. На этих территориях предпринимателям предоставлялось большая, чем в других местах страны, свобода хозяйственной деятельности и заметные финансовые льготы. Эти программы стимулирования не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
С той же целью превращения ранее отсталых регионов в динамично развивающиеся проходила организация свободных экономических зон в слаборазвитых государствах. Но здесь в отличие от промышленно развитых стран при формировании таких зон акцент делался на ввоз иностранного капитала.
Наконец, в-седьмых
, в отдельных странах СЭЗ рассматриваются как региональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным. К примеру, в Китае специальные экономические зоны носят экспериментальный социальный характер. В этой стране переход по принципу «все разом» от административной системы к рыночной признан неприемлемым, чреватым потрясениями для народа и экономики в целом. Поэтому здесь эффективность рыночной экономики проверяется на примере СЭЗ. Опыт их функционирования показывает, что рыночные принципы вытесняют отношения, основанные на государственной собственности, они более эффективны, динамичны.
Следует отметить, что при создании свободных экономических образований число целей должно быть четко обозначено. Выполнение этого требования предопределяет выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности. Множественность целей ведет к неоправданному распределению льгот на все сферы экономики от сельского хозяйства до банковских операций и на деятельность разных субъектов СЭЗ – от входящих в СП частных лиц до филиалов транснациональных корпораций. (№7, стр.182).