Dailysmi.ru

Международные финансы

Различные категории посредников

Сейчас оффшорные услуги в России не предлагают лишь .очень ленивые: если года четыре назад операторов этого рынка можно было пересчитать по пальцам, то сегодня им несть числа.

«Старейшими» на рынке оффшорных услуг являются россий­ские фирмы, созданные на основе франчайзинга товарного знака иностранных универсальных фирм по регистрации оффшоров, и две-три чисто российские фирмы, занявшиеся этим бизнесом в самом начале 90-х. Иностранные юридические фирмы всегда го­товы были помочь в регистрации оффшорной компании или бан­ка, но их я не выделяю как операторов этого рынка по той про­стой причине, что регистрация оффшоров никогда не была у них основным видом деятельности и тем более никогда не реклами­ровалась.

После первой волны оффшорного бума на рынке начали бы­стро появляться новые российские фирмы, предлагающие услуги по регистрации и продаже оффшоров. Тогдашняя рентабельность этого бизнеса (более 1000 долларов с одной оффшорной компа­нии) и практически нулевые требования стартового капитала (только на офис и рекламу) сделали этот бизнес суперпритяга­тельным для тех, кто умел говорить по-английски, знал, как най­ти адреса иностранных фирм, оказывающих оффшорные услуги, и обладал мастерством убеждения российского клиента, что ему нужно как можно больше оффшоров.

Позже к оффшорному бизнесу подключились фирмы, для ко­торых это был шанс заработать дополнительные деньги и дивер­сифицировать пакет своих услуг. Так, «оффшорная лихорадка» охватила почти все фирмы, занимающиеся регистрацией и «зары-ванием» (слово «ликвидация» здесь неуместно) предприятий, а также часть обычных российских адвокатских фирм, которые

раньше занимались традиционным адвокатским ремеслом — ве­дением арбитражных дел и правовым консалтингом.

Большинство крупных российских банков также организо­вали у себя отделы, в задачу которых входило создание оффшор­ных компаний для клиентов банка: с одной стороны, это привя­зывало клиента к банку (банк владел конфиденциальной инфор­мацией о клиенте), с другой — давало банку возможность немно­го, но стабильно подзарабатывать.

Появление огромного количества операторов на оффшорном рынке значительно сбило цены: неизменными они остались толь­ко у иностранных юридических контор, просто потому, что они исчисляют свои цены не из расчета «сколько накинуть», а исходя из того, насколько затратным по времени является то или иное задание. Хотя повторю, «операторами оффшорного рынка» такие фирмы я бы не назвал.