ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транснациональные корпорации стали важнейшими действующими лицами в современном мировом хозяйстве, играя роль, которую трудно переоценить в системе международных экономических отношений.
Для ведущих промышленно развитых стран именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэкономических связей. Так, до 40% стоимости имущества 100 крупнейших ТНК (включая финансовые) находится за пределами их страны базирования.
Если сопоставить объем зарубежного (международного) производства ТНК с объемом их экспорта, очищенного от внутрифирменной торговли, то в конце 80-х годов это соотношение для США, Японии и ФРГ составляло, соответственно: 4,1:1; 2,6:1; 1,5:3. Велика в экспорте этих стран роль поставок и услуг от отечественных компаний своим зарубежным филиалам. Во второй половине 80-х годов на подобную внутрифирменную торговлю приходилось от 14 до 20% экспорта США; 23-29% Японии и 24-28% экспорта ФРГ.
Основное место среди ТНК занимают крупнейшие компании. Исходя из критерия абсолютного размера продаж в 2 млрд. долл., к ним относят около 400 компаний. Все они входят в число крупнейших компаний мира. По объему своего оборота они нередко превосходят ВВП целого ряда развивающихся и некоторых малых промышленно развитых стран.
По организационной структуре ТНК, как правило, представляют собой многоотраслевые концерны. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую политику и контроль за деятельностью заграничных компаний и филиалов. Они обычно располагают комбинатной структурой, собственными кредитно-финансовыми и исследовательскими учреждениями. Стратегия ТНК основана на глобальном подходе, предусматривающем оптимизацию результата не для каждого отдельного звена, а для объединения в целом. Принимая решение увеличить выпуск готовых товаров или полуфабрикатов на каком-либо зарубежном рынке, корпорация учитывает такие факторы, как важность данного рынка в отношении перспектив его роста, способность заграничных предприятий конкурировать с местными производителями аналогичной продукции, курс валюты, торговые ограничения, транспортные расходы. Глобальная стратегия также исходит из конфигурации отрасли и ее координации. При решении проблемы географии, территориального размещения предприятий возможен выбор от предельной концентрации до дисперсного размещения по многим странам различных функциональных блоков: исследования и разработки, материальное снабжение, производственный процесс, маркетинг, послепродажное обслуживание.
В условиях обострения международной конкуренции важным направлением развития ТНК стало формирование смешанных компаний с участием местного капитала, что ускоряет концентрацию капитала. Привлечение местных акционеров к участию в капитале дочерних фирм рассматривается также как способ приглушить «эмоциональные и политические осложнения» в стране действия дочерней компании. Участие местных акционеров создает возможность учета их интересов, хотя важнейшие решения принимаются штаб-квартирой. Перейти на страницу: 1 2 3 4