Именно в рамках современной теории финансов в дальнейшем сформировалась прикладная дисциплина финансовый менеджмент как наука, посвященная методологии и технике управления финансами крупной компании. Произошло это в основном путем естественного дополнения базовых разделов теории финансов аналитическими разделами бухгалтерского учета (анализ финансового состояния компании, анализ и управление дебиторской задолженностью и др.) и некоторым понятийным аппаратом теории управления. Первые монографии по новой дисциплине, которые можно было использовать и как учебные пособия, появились в ведущих англоязычных станах в начале 60-х годов. Сейчас уже можно говорить о том, что финансовый менеджмент окончательно сформировался не только как самостоятельное научное направление и практическая деятельность, но и как учебная дисциплина.
Синтез теории управления, теории финансов и аналитического аппарата бухгалтерского учета в самостоятельное направление – «финансовый менеджмент» не только вполне объясним, но и не является чем-то абсолютно уникальным. Подобные метаморфозы, обусловленные усилением управленческих аспектов, смысл которого заключается в том, что, например учет и анализ важны не только и не столько сами по себе, а лишь с позиции повышения эффективности управленческих решений, имеют место и в других разделах науки и практики. Одним из наиболее показательных примеров служит трансформация управленческого учета в рамках англо-американской модели бухгалтерского учета. Соответствующий круг вопросов обособлялся сначала как «Учет затрат», затем как «Управленческий учет», а в последнее время он все чаще трактуется как «Управление затратами».
Содержательная часть этой дисциплины в принципе может быть определена по-разному. В частности, как это видно из предыдущих пояснений, один из подходов может быть таким. Управление финансами крупной компании осуществляется исходя из интересов ее владельцев. Нетрудно сформулировать совокупность целевых установок, ранжированных по приоритетности или упорядоченных в виде дерева целей, которые устанавливаются акционерами при создании компании. Как отмечалось выше, чаще всего при этом выделяется основная цель – максимизация цены фирмы путем наращивания ее капитализированной стоимости. Для достижения этой цели в рамках управления финансами компании должны приниматься решения по трем ключевым направлениям:
· Инвестиционная политика;
· Управление источниками средств (т. е. откуда брать средства и какова оптимальная структура источников финансирования);
· Дивидендная политика.
В дореволюционной России понятия финансового менеджмента как самостоятельной науки, естественно, не существовало. Тем не менее, необходимо, что два направления, входящую в базовую структуру этой науки в современном ее понимании – финансовые вычисления и анализ баланса, успешно развивались и в то время.
Финансовые вычисления появились с возникновением капитализма, но стали складываться в отдельную отрасль зданий лишь в XIX веке. В то время они были известны как «коммерческие вычисления» или «коммерческая арифметика». Быстрый экономический рост ряда стран в конце XIX века связывают в немалой степени с образцовой постановкой и поддержанием системы распространения коммерческих знаний. В частности, в Германии в те годы существовало 24 высших коммерческих училища, призванных культивировать эти знания.
Основу коммерческих наук составляла коммерческая арифметика как наука, применение которой не только всегда сопровождает, но и большей частью обусловливает каждый торговый акт, каждую финансовую операцию. С позиции сегодняшнего дня процедурная сторона новой науки кажется относительно несложной – она включала технику процентных вычислений (простой и сложный проценты), технику вексельных вычислений (дисконт и методы дисконтирования), технику вексельно-курсовых вычислений, технику вычислений по финансовым операциям (кратко- и долгосрочные вклады и ссуды). Однако содержательная сторона коммерческой арифметики не потеряла актуальности и в наше время.
В экономически развитых странах существует подход, ограничивающий сферу действия финансового анализа анализом на рынке капитала. Согласно этому подходу, финансовый менеджер – это специалист по управлению финансами крупной компании; финансовый аналитик – в определенной степени более узкий специалист, сфера действий которого – финансовые рынки.
Итак, что касается финансового менеджмента, в том смысле, как он понимается в экономически развитых странах, то это направление не могла сформироваться в социалистической экономике ввиду многих причин, в частности из-за отсутствия рынка ценных бумаг и финансовой самостоятельности предприятий в полном смысле этого слова.
Осуществляемые с 90-х годов в рамках перевода экономики на рыночные рельсы новации, в частности кардинальное изменение банковской системы, внедрение новых форм собственности, трансформация бухгалтерского учета и т. п., вновь сделали актуальным управление финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования как основным и приоритетным видом ресурсов. Это и понятно, поскольку, имея финансирование, можно приобрести при необходимости любые другие ресурсы в требуемой или желаемой комбинации. Перейти на страницу: 1 2