Dailysmi.ru

Международные финансы

Вызовы глобализации и «новый регионализм». Мегарегиональная интеграция

Процессы глобального развития, охватившие большинство регионов и секторов мирового хозяйства, принципиально изменяют со отношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна страна не в состоянии рационально сформировать и осуществить экономическую политику не учитывая требований глобализирующегося мирового хозяйства норм поведения основных участников мирохозяйственной деятельности. При этом следует учитывать, что качество развития, его темпы, от распевая структура во многом задаются мировой экономикой, новым> условиями, которые предопределяет глобализация. Активное использование преимуществ хозяйственной глобализации, открытость экономики наряду с многочисленными позитивными последствиями, шансами (которые хорошо известны) сопряжены и с серьезными рискам для безопасности страны: например, односторонней зависимостью о международного финансового рынка, быстрыми и крупномасштабны ми «миграциями» портфельных инвестиций и пр.

Региональные экономические комплексы нужно рассматривать в качестве важнейших компонентов глобализа­ции развития, а не его сегментации. Регионализация создает дополнительные возможности, стимулы, механизмы для либерализации торгов­ли, движения капиталов, всех факторов производства в международ­ной экономике, она — один из ответов на вызовы глобализации'

Формирующийся новый мировой порядок во многом вырастает снизу, постепенно кристаллизуясь вокруг наиболее сильных госу­дарств: Соединенных Штатов Америки, объединяющейся и расширя­ющейся Европы, несколько особняком стоящей Японии. На базе гео­экономических интересов этих и других центров конкуренции вы­растает «мегарегиональная интеграция», принимающая различные формы — от зоны свободной торговли до идущих к конфедерации объединений (ЕС).

Особый интерес к стратегическому регионализму проявляют Соединённые Штаты Америки.

1.Начиная с 1995 г. подписана серия крупных документов меж­ду США и ЕС в направлении создания нового трансатлантического 'рынка (New'Transatlantic Marketplace) и идут дебаты, в том числе на официальном уровне, по поводу дальнейшего расширения этого союза, превращения его в Трансатлантическую зону свободной торговли (TAFTA). Высказываются идеи включения в TAFTA всех стран ОЭСР; а также объединения TAFTA с АТЭС (Форумом Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества).

2. Параллельно предпринимаются попытки объединения двух Америк (СёвернЬй и Южной) и создания в Западном полушарии Все-американскои зоны свободной торговли (FTTA). Его участниками бу­дут НАФТА и страны Латинской Америки. На этот суперрегион будет приходиться 1Т-Т& % мирового ВВП,

3. Европейский Союз за счет намеченного в ближайшее десяти­летие расширения может резко нарастить свой ресурсный потенциал, образовав рынок, охватывающий не 15, как сегодня," а"28 государств, "чья совокупная доля в мировом ВВП может составить ,22-23%.

4. Форум Азиатско-тихоокеанского сотрудничества уже вклю­чает в себя "21 экономику, в том числе США, Японию, Канаду, Австра­лию, растущий Китай, Россию, новые индустриальные страны. Стра­тегия этого блока пока не совсем ясна, хотя провозглашена програм­ма, как уже отмечалось выше, создания в регионе зоны свободной тор­говли и свободного движения инвестиций до 2020 года.

Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяй­ства все больше привлекает внимание исследователей. Некоторые ана­литики полагают, что таким образом закладываются основы нового политического устройства мира. По их мнениК», суперрегионы движутся в направлении интегрий — наднациональных щотитических объедине­ний со своей валютой, моделями экономического регулирования, пра­вовыми институтами, структурами управления, системами безопасно­сти. Поэтому в перспективе можно говорить не о государственных, а о квазигосударственных образованиях. Каковы ^Удут их конкретные формы — союзы, конфедерации, — не столь ваадно.

Взаимодействие России с многополюсным, миром должно уже сегодня быть в центре внимания политиков и управленцев. Здесь необ­ходима, на наш взгляд, многовекторная интеграция.

• лидерство в СНГ на евразийском пространстве;

• активное сближение с ЕС, очевидно, в какой-либо «мягкой» форме присоединения;

• наконец, активное участие в азиатско-тихоокеанской интеграции (АТЭС), членом которого Россия является.

Несомненно одно:

1. Глобализация мировой экономики и регионализм представля­ют собой серьезные вызовы для России. Более того, без правильного отношения к экономической глобализации и регионализму, без учета этих тенденций при разработке мер по возрождению России, без ра­зумной и эффективной политики адаптации России к экономической глобализации и регионализму России не только не занять достойного места в глобализирующейся мировой экономике, но и не решить про­блем внутриэкономического развития. Перейти на страницу: 1 2