Образование общего европейского рынка в Европейском Союзе, демократические перемены в странах центральной и восточной Европы в конце 80 годов открыли большинство государственных границ и присоединили к сотрудничеству многие новые пограничные регионы. Увеличились также возможности кооперации в других государствах, о чем свидетельствуют совместные французско-британские и датско-шведские проекты. Открытие границ и образование новых, обращало внимание на существование пограничных проблем. Стало ясно, что интеграция Европейского союза требует принятия специальных действий, позволяющих преодолеть проблемы, которые тормозят данный процесс.
Опробированные инструменты региональной политики Европейского Союза определяют результативный элемент решения проблем в западной и восточной Европе; региональная помощь для приграничных пространств основывалась на "трансграничных стратегиях либо планах развития", а также соответствующих "Программах поддержки", создавая новую важную инициативу ЕС под названием Interreg I. Региональные и локальные субъекты, действующие на приграничных территориях, сразу использовали выгодные условия. Были созданы трансграничные регионы в тех местах, где они еще никогда не существовали на всех внутренних и внешних границах ЕС. С целью решения правовых проблем Совет Европы разработал условия и примеры, ЕС продолжил работу над объединением многих правовых толкований, правительства государств поддержали эту деятельность, заключая исполнительные договора и осуществляя правовые действия.
В центральной и восточной Европе, где существовали непроницаемые границы, развитие трансграничного сотрудничества встречалось с препятствиями. Значительные диспропорции в развитие и вместе с тем исторические аспекты принуждают вести очень осторожную и продуманную политику. Именно на этих, плотно закрытых границах, реализуется идея трансграничного сотрудничества, которая охватила все области жизни людей, общественности, для того чтобы исправить отрицательные результаты географического положения приграничных регионов, а также в сильно различающихся получаемых доходах, диспропорций инфраструктуры, имеющих место на внешних границах ЕС. Люди, живущие по обе стороны границы должны приобретать общее историческое сознание, найти общий способ мышления, направленный в сторону будущего Европы. Приграничные территории, на которых проживают меньшинства народов, будут требовать особенно осторожных действий.
Существует много приграничных регионов в центральной и восточной Европе, на территориях которых, с помощью международных организаций в рамках расширения европейской интеграции на восток, реализуется трансграничная инициатива и ведутся проекты. Эти регионы стремятся использовать опыт стран западной Европы в реализации трансграничного сотрудничества и с удовольствием принимают позитивные поправки, относительно ведения практического сотрудничества. Относится это к локальным, региональным и государственным властям. Главными целями трансграничного сотрудничества в Европе являются: преодоление взаимного недоверия и предупреждений между жителями приграничных регионов, возникающих из совместного исторического наследия; расширение демократии; преодоление негативных результатов периферийного положения и изоляции; поддержание роста и экономического развития; поднятие жизненного уровня; быстрая интеграция с Западной Европой при сохранении возможно широкой независимости.