Dailysmi.ru

Международные финансы

Государственное регулирование миграции раб. силы.

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

- профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы);

- возрастной ценз;

- состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

- социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужд. за уголов. преступления, а также членов партий тоталитарного типа).

Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом стремясь не допустить иммигрантов из «нежелательных» стран и регионов мира (Азия, Африка), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев их определенных стран.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

- уплату иммигрантам пошлины за трудоустройство;

- первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

- налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

- ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты – на профессии. Другие – в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, спец-ты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплач., непрестижную, тяж. и вредную работу).

Развитые страны под давлением профсоюзов и полит. партий, кот. считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применяются либо ден. выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину, либо специальная профес. подготовка ин. работников, которая позволила бы им претендовать на более высокооплач. и престижн. работу на родине. Так, Франция поощряет репатриацию выходцев из Сев. Африки.

В этом же направлении действуют программы экон. помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки труд. эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).